Россия, Московская область, г. Жуковский,ул. Мясищева, д. 1, БЦ «Чайка», офис 504
+7 (499) 653-62-62 info@dns.msk.ru© 2019 DNS. All Rights Reserved.
Гёте называл архитектуру застывшей музыкой, Джонсон – высоким искусством тратить пространство, Кан — правдой, а Черчилль говорил, что сначала мы формируем здания, а затем здания формируют нас. Эксперты портала Строим просто — о том, как жилая архитектура в разные годы изменялась и изменяла общество в России.
Итак, середина XIX века, в моду входят кринолины, рассказывает Александра Синилова, директор департамента по работе с девелоперами Intermark Real Estate (ранее — Savills). «Одновременно с кринолином и индустриализацией растет и благосостояние элит России, начинается бум строительства усадеб, домов приемов, — продолжает она. — Но что же теперь будет основой для выбора форматов и пропорций? И вот на помощь приходит именно кринолин – каркас, служивший для придания нужной формы платью. Дама в платье с кринолином не могла ходить одна, ни с точки зрения удобства, ни с точки зрения статуса, и архитекторы того времени используют фигуру «дама в кринолине с мужчиной» как основу для построения пропорций последующих проектов».
«Интересно было и со спальнями: долгое время ведь считалось, что спать полусидя – полезнее, чем лежа, поэтому кровати были значительно короче нам привычных форматов, — делится г-жа Синилова. — Полноценного отопления еще толком не было, поэтому спальни были с каминами и, как правило, небольшого размера с небольшими окнами (для быстрого прогрева надолго)».
«Функция здания ведь всегда рождает как экстерьер, так и внутреннюю объемно-планировочную экосистему, — размышляет Иван Тумаков, архитектор Rockfon (входит в группу компаний ROCKWOOL). — Этот факт, а также бесчисленный ряд факторов: политических, экономических, технологических, социальных, в частности, урбанизация, увеличение численности населения, тренды, доступные материалы и технологии, политический строй, — всегда влияли и продолжат влиять на архитектуру времени. Отдельно взятые пространства видоизменялись, прежде всего, исходя из ориентированности на определенный слой населения».
Например, первые этажи доходных домов предназначались для торговых и производственных площадей, остальные были жилыми. Интересно сравнить влияние исторических событий на архитектуру на примере доходных домов, предлагает эксперт: до революции они ведь были прекрасным инвестиционным проектом своего времени. Используемые материалы, занимаемые площади, красота определялись снова же классовым разделением. Но сразу после революции доходные дома резко изменили функцию, превращаясь преимущественно в коммунальные многоквартирные дома и дома муниципальных служб. Эпоха плановой экономики создала иной темп, идейные задачи – «перестроение» всех отраслей, поиск новых технологий, увеличение скоростей в стройке, нацеленность на результаты рождали новые принципы построения, как жилых домов, так и всех объектов недвижимости.
Уже в конце XIX-начале XX веков, в связи с техническим усовершенствованием технологических процессов производства стали, существенно улучшилось качество металлоконструкций. Последнее давало возможность увеличить геометрические размеры возводимых объектов, в которых они получили широкое применение – как в межэтажных перекрытиях, так и в комбинации с кирпичом в качестве основных несущих каркасов и ограждающих конструкций зданий, позволив значительно нарастить высотность, вспоминает Александр Балабин, руководитель архитектурной мастерской «Северин Проект», профессор MAAM.
«Обладать собственным особняком в столице или ином крупном городе могли позволить себе лишь люди со значительным капиталом, а квартиру, весьма большую по площади, и немногим уступающую средним домам, могли позволить себе люди уже просто с постоянным достаточным доходом, — поясняет г-н Балабин. – Кроме того, доходные дома представлялись тогда прогрессивным форматом. Газовое, а потом и электрическое освещение появлялись именно там, печное отопление довольно быстро менялось на паровое, что привлекало все большее число представителей городского среднего и высшего класса. На этажи выше третьего стала постепенно заселяться интеллигенция, о чем мы имеем достаточно литературных свидетельств. На самый верх забирались господа студенты».
Как правило это были здания в 5-7 этажей, с просторными комнатами до 20 м2, кухнями 11-15 м2, с высокими потолками 4,2 м, впоследствии строили и доходные дома эконом-класса с более низкими потолками 2,8 м. и небольшими комнатами 11 м2, перечисляет она.
В зависимости от возможностей выбор был и между маленькой, 1-3-комнатной квартирой, и 10-комнатной, в которой, кроме гостиной, спальни, кухни и санузла, обустраивались и кабинет, и библиотека, и комната для прислуги. Дома имели большое количество окон, черный и парадный вход, и богатые семьи отдельно проектировали не только жилую зону и зону для прислуги, но и парадное пространство для приемов. Средний размер квартиры — 80 м2, жилое пространство 50 м2, кухня 11 м2, комнаты 10-20 м2, ванная 6-8 м2, санузлы 2-4 м2. Ванная также могла быть полноценной комнатой со столиком и диваном.
«Отличительной особенностью доходных домов тех лет был такой конструктив здания, который позволял собственнику сделать перепланировку: несущими были внешние стены квартиры, а почти все перегородки помещений внутри можно было перенести, — уточняет Лилия Самер. – Правда, с массовым появлением водопровода и канализации, планировка стала не свободной, а секционной, то есть кухня всё-таки располагалась над кухней, а туалет над туалетом».
Ватерклозеты и ванные комнаты возникли не сразу и не везде, и, как ни странно, оснащение ими шло снизу вверх — от богатых квартир на вторах этажах к дешевым на верхних, добавляет Александр Балабин. «В планировочной структуре «доходников» поначалу все было действительно очень похоже на обыкновенный барский дом: тот же набор помещений, анфиладная и коридорная системы расположения комнат, — соглашается с коллегами эксперт. — Господская и людская части квартир располагались соответственно — первая от парадного входа (в Москве это название не успело толком прижиться, не хватило времени), вторая — от чёрного. Функционально в первых доходных домах поначалу продолжалось воспроизведение архаичных планировочных структур, соответствовавших прошлому устройству жизни. Но новые удобства и порядки изменили их. Универсальность, упрощение социальных правил и уменьшение количества условностей, вело к сокращению «ритуальных» помещений и как следствие, уменьшению общих размеров квартир. Дровяные и каретные сараи, кстати, также сменили своё назначение, превратившись в гаражи для автомобилей или что-то ещё».
Рынок жилья до революции явно проигрывал советской эпохе в количественном отношении, но выигрывал в качественном, констатирует Виктор Федотов, историк архитектуры, эксперт по старому жилому фонду, гид-экскурсовод по старинным домам и парадным. «До революции каменный дом – это ведь уже было само по себе дорого, — поясняет он. – Но, в то же время, главные архитектурные шедевры создавались именно в те годы, когда большая часть страны жила не слишком богато. Жилье в эпоху СССР ведь строили целыми массивами и городскими районами с тем, чтобы удовлетворить растущую нужду в квадратных метрах. В итоге Советский Союз преуспел в темпах, но проиграл в эстетике. Так вот, если брать стереотипный вариант богатой петербуржской квартиры XIX века, то, в отличие от современной, она действительно будет практически полностью проходной, так называемая анфиладная планировка, которая существовала с XVIII века, и сохранялась даже в сталинских домах. Позже проходные комнаты были заменены на одну центральную и несколько изолированных. Резюмируя: петровские годы, когда дома в России в принципе стали строить на европейский манер, затем я бы отметил эпоху модерна, когда планировка стала абсолютно свободной, ну и, наконец, панельное строительство домов из бетонных ячеек в эпоху Хрущева – вот эти три периода для истории жилой архитектуры России и стали самыми главными, на мой взгляд».
Но уже к1910-м годам в Москве и Петербурге стали появляться небольшие квартиры и даже прообразы квартир-студий, которые можно было увидеть, например, в многоэтажном доходном доме Нирнзее в Москве в Большом Гнездниковском переулке, рассказывает Денис Ромодин, историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы. Тенденции указывали на изменения массового жилья в новых доходных домах к более скромному метражу и более простому решению фасадов. Конечно, это не касалось престижных новых доходных домов, добавляет эксперт.
«И, если говорить о некой массовости, то, пожалуй, все, — сообщает он. — В других городах, например, те же доходные дома были единичными. Изменения от столиц к периферии быстро сокращались и иссякали. Чаще там они носили внешний характер и никогда не дотягивали ни по одному из параметров до столичных. Поначалу, в конце XIX века, изменения были вызваны технологическими причинами, потом, с развитием капитализма, поднялся новый класс богатых из простых. Начало XX века, до 1914 года — продолжение социального развития и рост в России числа новых образованных, разночинных, обеспеченных людей. Далее — революции и практическая потеря качества жилья на фоне всплеска утопических авангардных идей и социальных экспериментов. Параллельно с этим — проживание доставшегося архитектурного наследства, варварство и нигилизм».
Петербург ведь априори задумывался как богатая столица богатой страны, визитная карточка: использовались новейшие методологии проектирования города, все делалось с размахом и помпезностью, напоминает, в свою очередь, Александра Синилова. Москву же называли «осовремененной деревней». Виктор Федотов соглашается: во все времена Москва оставалась городом с довольно хаотичной застройкой; четко выверенный градостроительный план появился лишь в сталинские годы.
«В Петербурге до революции было просто очень много денег, поэтому и строилось множество «дорогих» домов, — поддерживает Алексей Иванов, сооснователь дизайн-студии Geometrium. — Все, что не застроено, моментально застраивалось красивыми зданиями, особенно тогда, когда царил модерн. Очень много, например, таких домов на Каменноостровском проспекте: как раз построили мост, и теперь доехать в карете до Зимнего Дворца, где жил сам император, занимало всего двадцать минут. После переноса столицы в Москву, после революции, появляется авангардная архитектура, сталинский ампир и другие направления».
Тогда же Москва в силу нового столичного статуса, который она приобрела в 1918 году, получила и новые требования к жилью, добавляет Денис Ромодин. Больший метраж квартир, использование более передовых материалов в отделке: например, в то время, как в регионах вплоть до 1980-х годов в жилых комнатах применялись дощатые полы, в Москве давно массово использовался линолеум, паркет или паркетная доска.
Светлана Капранова, директор по продажам ЖК “Заречный квартал»:
В начале XX века район Патриарших прудов, например, не был таким модным и дорогим, как сегодня, преимущественно там жили студенты. Потому и квартиры имели нестандартные планировки.
Во-первых, широко применялась анфиладная планировка пространства, при которой помещения примыкают друг к другу, а дверные проемы находятся на одной оси, друг напротив друга.
Во-вторых, часть квартиры содержала только одну ванную комнату, что, скорее всего, связано со сложностью организации и дороговизной строительства коммуникаций.
В-третьих, в каждой квартире был камин, и часто балконы. Если же рассмотреть высокий класс доходных домов, то можно отметить большую площадь квартир. При этом у них всегда был черный вход, через который приходил и уходил обслуживающий персонал, а столовая зачастую была разделена с кухней сервировочной комнатой, где хранились посуда и столовые предметы.
Распространение стальных конструкций, электрификация, водопровод, канализация, вертикальный транспорт – всё это, а также появление новых строительных технологий и материалов прямо влияло на смены архитектурных стилей, перечисляет Александр Балабин. Лучше качество стали — больше пролеты и выше здания. Производство листового стекла — широкоформатное витражное остекление и т.д.
Денис Ромодин среди ключевых для разных лет изменений для жилья называет появление в 1910-х годов кухонь-ниш, которые в дальнейшем в качестве экспериментов будут возникать в экспериментальных домах, а также — встроенной мебели в прихожих, которая с конца 1950-х станет массовой и неотъемлемой частью советских квартир. Только в девяностых ее заменят шкафы-купе.
После революции барские квартиры из «доходников» и не только отняли и поделили на маленькие коммунальные. Появилось много жилья с общей кухней, санузлом зачастую крошечными комнатками, говорит Алексей Иванов. «Ну и все новые дома строились уже преимущественно с маленькими квартирами, — напоминает он. – Да, первые люди государства живут в просторных квартирах, но обычные — в коммуналках, площадь уменьшается и в новом социальном жилье».
Образ нового советского человека и коллективного быта превращали жилье только в место для сна – под вопросом был даже институт семьи, соглашается Лилия Самер. Любую активность и досуг предлагалось перенести в коллективные зоны, где будут общие кухни-столовые, детские сады, ясли, красные уголки, библиотеки-читальни, прачечные; центральной идей быта был быт общественный и коллективное же существование. Строились и легендарные дома-коммуны. «Советский авангард с его идеей “общественного быта” внес очевидные корректировки в быт советского гражданина и изменил само представление о бытовании, — поддерживает Светлана Капранова. – Неудивительно, что в этот период были популярны квартиры маленькой площадью с небольшими кухнями и большими общественными пространствами, которые должны были вытолкнуть человека из его личной «клетки» в общество».
Общая площадь обыкновенных квартир могла доходить до 110 м2, говорит Лилия Самер. Номенклатурные дома, конечно, имели 2-4 квартиры на этаже, но были и «сталинки для бедных»: общий метраж был меньше, однако площадь каждой комнаты превышала 10 м2. «Сталинки» характеризовались очень хорошей звуко- и теплоизоляцией; довоенные строились преимущественно из красного кирпича, послевоенные — из белого силикатного.
Трагедия Второй мировой войны усугубила ситуацию с жильем, добавляет Александр Балабин. Весь послевоенный период и до эпохи начала борьбы с излишествами он называет «заведомо проигрышной стратегией».
«Строительство одновременно бараков без элементарных удобств и домов с многокомнатными квартирами на два входа и отделкой, как при старом режиме, — перечисляет эксперт. — Переход к строительству массового жилья практически убил архитектуру в этом сегменте на территории СССР. Никакие здания этого периода не вызывают интереса. Может быть, единицы, построенные по совсем уж экспериментальным проектам. В массе планировочные решения квартир в этот период времени — это сугубая утилитарность, скудость и типизация».
Однако именно период сталинского ампира ненадолго возвращает обществу к впечатляющему увеличению площадей квартир «не для всех» — повторимся, при параллельном же существовании бараков и коммуналок. «В «сталинках» сохраняются высокие потолки и планировка коридорного типа, — отмечает Алексей Иванов. — Из коридора можно попасть в две комнаты, а между ними есть еще отдельный проход и маленькая отдельная кухня, только для того, чтобы готовить. Потом начинается борьба с излишествами, и дома уже начинают делать без колонн и элементов, приходят к голому функционалу. Потолки – ниже, площадь – меньше, планировки, правда, остаются те же, только убирается проход из одной комнаты в другую. Из коридора — вход в одну комнату, вход во вторую, маленькая отдельная кухня».
Стране нужно много недорогого быстровозводимого жилья, и цель «хрущевок» — дать каждой советской семье отдельную квартиру с ванной и кухней, напоминает Лилия Самер.
Маленькая и обычно квадратная кухня 5-6 м2, гостиные 16-18 м2, спальни 10-13 м2, санузел 3 м2, с окном, выходящим на кухню и почти всегда — смежные комнаты. Высота потолка — 2,48 м (очень редко 2,6/2,7 м), максимальная площадь 3х-комн квартиры 58 м2, однокомнатной 31 м2. В «хрущевках» была слабая тепло- и звукоизоляция, зато рядом всегда сразу строились детские сады и школы; значительное количество придомовой территории отдавалось под озеленение и детские площадки.
Индустриализация продолжала усиливать приток деревенских жителей в города, и начинается период «брежневок» — они были немного больше по площади, имели улучшенную планировку и поддерживали больше сценариев для жизни, чем «хрущевки», перечисляет Лилия Самер. Потолки в брежневках увеличились с 2,5 до 2,7м, гостиные — до 17 м2, спальни 8-10 м2. До 7 м2 и позднее до 10 м2 увеличились кухни, появились раздельные санузлы, лифты и мусоропровод. Также в домах возникли четырёхкомнатные квартиры площадью до 74 м2; в массовых «брежневках» площадь квартир составляла от 22 до 88 м2, в «цековских» — от 75 м2 до 210 м2.
«До революции на архитектуру, планировки и внешний вид зданий влияли эстетические и практические требования потенциальных арендаторов и покупателей квартир, — резюмирует Александр Балабин. — В не меньшей степени в качестве строений выражалось и чувство самоуважения застройщика – дома ведь носили имена их владельцев, откровенную гадость строить было стыдно. В советский же период массовое жильё становится государственным, то есть ничьим. С момента его проектирования и далее — всегда. Оттого оно никогда не было ни качественным, ни удобным».
Итоги этого временного периода подвел Вадим Казберов, управляющий партнер компании ДНC:
Самое главное отличие в том, как менялось со временем пространство для жилья в России – это постепенное сокращение площади. Жилые помещения в довореволюционных домах – самые просторные, в «хрущевках» — гораздо меньше: целью властей в советские годы стало предоставление жилья как можно большему количеству людей.
Конечно, в императорской России уделялось огромное внимание и внешнему облику зданий – это особенно заметно в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах архитектура могла быть иной, но порой не уступала столицам.
Ситуация существенно изменилась после войны: многие дома оказались разрушены, и перед властями стояла задача как можно быстрее построить относительно недорогие благоустроенные дома, поэтому от архитектурных излишеств постепенно отказались.
Ну и еще в советское время появилось такое явление, как «комплексная застройка»: создавались кварталы как единое пространство для жизни. Сегодня этот тренд продолжается с упором на дворы без машин, комплексное благоустройство, огороженные придомовые территории. Архитектура и дизайн жилья в ближайшем будущем, возможно, изменится в сторону баланса жилой и рабочей зон, учитывая в разы возросшую тенденцию к удаленной работе.
Источник: stroimprosto-msk.ru